№
п/п
|
Описание нарушения
|
Нормативный правовой акт, устанавливающий требования
|
Основные причины нарушений
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Типовые нарушения в части атомных станций
|
1.
|
Не проводятся расследования причин, обстоятельств и последствий нарушений согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, устанавливающим правила расследования и учета нарушений.
|
НП-053-16
«Правила безопасности при транспортировании
радиоактивных материалов»
П. 5.1.14 В случае нарушения любого предела, установленного настоящими Правилами, в части уровня излучения или радиоактивного загрязнения (далее - нарушение) грузоотправитель, грузополучатель или перевозчик должны:
проводить расследование нарушения и его причин, обстоятельств и последствий согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, устанавливающим правила расследования и учета нарушений.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
2.
|
Проведение ядерно-опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, без оформления специальной рабочей программы, утверждаемой эксплуатирующей организацией при согласовании разработчиками проекта РУ и АС.
|
НП-082-07
«Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных
станций»
П. 4.18 Ядерно опасные работы должны проводиться по специальной рабочей программе, утверждаемой административным руководством АС.
Ядерно опасные работы, не предусмотренные технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, должны проводиться по специальной рабочей программе, утверждаемой эксплуатирующей организацией при согласовании разработчиками проекта РУ и АС.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
3.
|
Не предоставление в установленном порядке предварительного сообщения о нарушении в работе АС после выявления.
|
НП-004-08
«Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций».
П. 3.2.2.1 Предварительное сообщение о нарушении в работе АС, заполненное на специальном бланке, подписывается главным инженером АС и начальником отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на данной АС и передается в течение 24 ч после выявления нарушения.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
Типовые нарушения в части исследовательских ядерных установок
|
4.
|
Не обеспечивается получение работниками разрешений Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240 при замещении должностей.
|
УДЛ
п.2.5Лицензиат обязан обеспечивать получение работниками разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
5.
|
Не разработано положение о порядке допуска персонала к работам с ЯДМ.
|
НП-063-05
«Правил ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла»
п. 3.9 В эксплуатирующей организации ОЯТЦ или в организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги для эксплуатирующей организации по эксплуатации ОЯТЦ, в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами
должно быть разработано положение о порядке допуска к работам с ЯДМ (В, Н).
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
Типовые нарушения на объектах ядерного топливного цикла
|
6.
|
На входных дверях в отдельные помещения не указан класс работ, нет знака радиационной опасности и не указано назначение помещений.
|
УДЛ
п. 2.2 «Предприятие обязано осуществлять разрешенную ему деятельность с соблюдением: действующего законодательства Российской Федерации; федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; нормативной документации по вопросам обеспечения ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, обеспечения физической защиты при эксплуатации ….. настоящих условий действия лицензии».
В части нарушения п. 3.4.3 ОСПОРБ 99/2010
Работа с источниками излучения разрешается только в помещениях, зданиях (сооружениях) и на территориях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.
Проведение работ, не связанных с применением источников излучения, в этих помещениях допускается только в случае, если они вызваны производственной необходимостью. На дверях каждого помещения должны быть указаны его назначение, класс проводимых работ с открытыми источниками излучения и знак радиационной опасности.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
7.
|
У отдельных работников отсутствует разрешения Ростехнадзора на право ведения работ (на замещение должности) в области использования атомной энергии.
|
УДЛ
п.2.5.3. Привлекать к выполнению работ в рамках разрешенной деятельности работников, допущенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 № 240 и Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии, утвержденного приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2011г. № 721;
в части нарушения п.35.2 Административного регламента…
от 21.12.2011 № 721.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
8.
|
На трубопроводах используются манометры:
обозначение рабочего давление не соответствует паспортам;
диаметр манометра не учитывается от места установки.
|
НП-045-18
«Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии»
п. 59 (3-й абзац) На шкале манометра должна быть нанесена красная черта, указывающая допустимое давление. Взамен красной черты допускается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластинку, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра (или самоклеющуюся пленку, захватывающую корпус манометра во избежание сдвига стекла).
п. 59 (5-й, 6-й абзацы)
Номинальный диаметр манометров, устанавливаемых на высоте до 2 м от уровня площадки наблюдения за манометрами, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м - не менее 150 мм и на высоте от 3 до 5 м - не менее 250 мм.
При расположении манометра на высоте более 5 м должна быть смонтирована площадка обслуживания так, чтобы показания манометра были видны обслуживающему персоналу, или должен быть установлен дублирующий манометр на высоте, обеспечивающей отчетливую видимость показаний дублирующего манометра.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
Типовые нарушения на радиационно опасных объектах
|
9.
|
Несвоевременная актуализация эксплуатирующей организацией документации в связи с выходом новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:
- НП-038-16 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников»;
- НП-034-15 «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»;
- НП-067-16 «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».
|
УДЛ
п.2.4. Обязанности лицензиата при изменении требований действующих и вводе в действие новых федеральных норм и правил:
- при введении в действие новых регламентов, норм и правил и других нормативных документов в ОИАЭ обеспечить разработку и реализацию плана мероприятий по приведению системы обеспечения радиационной безопасности, физической защиты радиационных источников и радиационно опасных объектов, учета и контроля ИИИ в соответствие с требованиями введенных нормативных документов и корректировке действующих организационно-распорядительных документов.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
10.
|
Истечение назначенного срока эксплуатации источников ионизирующего излучения.
|
НП-038-16
«Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников».
п.78 Эксплуатация РИ допускается только в течение назначенного (проектного) срока эксплуатации или продленного срока эксплуатации сверх назначенного (проектного) срока эксплуатации РИ.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
11.
|
Отсутствуют разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии у отдельных работников организации.
|
УДЛ
п.2.5. Обязанности лицензиата по работе с персоналом
….
обеспечивать получение работниками (персоналом) разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в ОИАЭ в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
Типовые нарушения в сфере надзора за состоянием учета, контроля ЯМ, РВ и РАО
|
Учет и контроль ЯМ
|
12.
|
Не выполнены процедуры обращения с пломбами, установленные «Программой применения пломб в системе учета и контроля ядерных материалов», в части оформления записей о снятии пломб в «Журнале учета установки и снятия пломб.
|
НП-030-12
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»
п. 35 Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам.
Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
13.
|
В Журналах учета ЯМ отсутствуют записи об учете и снятии с учета ЯМ, о переводе ЯМ в РАО.
|
НП-030-12
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»
п. 22 ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятые из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
14.
|
В Журнале учета ЯМ допускаются исправления учетных данных с нарушением установленного в организации порядка.
|
НП-030-12
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»
п. 17 Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
15.
|
В ЗБМ не назначены лица, ответственные за организацию учета и контроля ЯМ.
|
НП-030-12
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»
п. 31 Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
16.
|
Персонал, осуществляющий функции материально ответственного лица за ЯМ в ЗБМ не назначен распорядительным документом руководителя организации и с ним не заключен договор о материальной ответственности.
|
НП-030-12
«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»
п.31 Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.
п.95 Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
Учет и контроль РВ и РО
|
17.
|
Лица, ответственные за обращение с РАО в структурных подразделениях не проходят обучение и проверку знаний с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.
|
НП-067-16
«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».
п. 83 Должностные лица и персонал, ответственные за учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение и проверку знаний не реже одного раза в три года.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
18.
|
В структурных подразделениях отсутствует «Журнал учета РАО (кроме отработавших ЗРИ)».
|
НП-067-16
«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».
п. 74 Учетные документы, включая журналы учета РВ и РАО, ведутся в организации и ее подразделениях. Они должны содержать данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО и операциях, проведенных с ними.
|
Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.
|
|
|
|
|
|
|
|