Сообщите о фактах нарушений в области использования атомной энергии по телефону 8(952)74-38-952

Уральское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора подготовило перечень типовых нарушений за 1-е полугодие 2018 года

18.10.2018
Перечень типовых нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии на предприятиях и организациях, поднадзорных Уральскому МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, за 1-е полугодие 2018 г.

п/п

 

Описание нарушения

Нормативный правовой акт, устанавливающий требования

Основные причины нарушений

1

2

3

4

                                   Типовые нарушения в части атомных станций            

1.

Не проводятся расследования причин, обстоятельств и последствий нарушений согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии,  устанавливающим правила расследования и учета нарушений.

НП-053-16

«Правила безопасности при транспортировании

радиоактивных материалов»

 П. 5.1.14  В случае нарушения любого предела, установленного настоящими Правилами, в части уровня излучения или радиоактивного загрязнения (далее - нарушение) грузоотправитель, грузополучатель или перевозчик должны:

проводить расследование нарушения и его причин, обстоятельств и последствий согласно федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, устанавливающим правила расследования и учета нарушений.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение ядерно-опасных работ, не предусмотренных технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, без оформления специальной рабочей программы, утверждаемой эксплуатирующей организацией при согласовании разработчиками проекта РУ и АС.

НП-082-07

«Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных

станций»

П. 4.18 Ядерно опасные работы должны проводиться по специальной рабочей программе, утверждаемой административным руководством АС.

Ядерно опасные работы, не предусмотренные технологическим регламентом безопасной эксплуатации блока АС и инструкциями по эксплуатации, должны проводиться по специальной рабочей программе, утверждаемой эксплуатирующей организацией при согласовании разработчиками проекта РУ и АС.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

3.

Не предоставление в установленном порядке  предварительного сообщения о нарушении в работе АС после выявления.

НП-004-08

«Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций».

П. 3.2.2.1 Предварительное сообщение о нарушении в работе АС, заполненное на специальном бланке, подписывается главным инженером АС и начальником отдела инспекций ядерной и радиационной безопасности на данной АС и передается в течение 24 ч после выявления нарушения.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

           Типовые нарушения в части исследовательских ядерных установок

4.

Не обеспечивается получение работниками разрешений Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240 при замещении должностей.

УДЛ

п.2.5Лицензиат обязан обеспечивать получение работниками разрешений Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

5.

Не разработано положение о порядке допуска персонала к работам с ЯДМ.

 

НП-063-05

«Правил ядерной безопасности для объектов ядерного топливного цикла»

п. 3.9 В эксплуатирующей организации ОЯТЦ или в организации, выполняющей работы и предоставляющей услуги для эксплуатирующей организации по эксплуатации ОЯТЦ, в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами

должно быть разработано положение о порядке допуска к работам с ЯДМ (В, Н).

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

Типовые нарушения на объектах ядерного топливного цикла

6.

На входных дверях в отдельные помещения не указан класс работ, нет знака радиационной опасности  и не указано назначение помещений.

УДЛ

п. 2.2 «Предприятие обязано осуществлять разрешенную ему деятельность с соблюдением: действующего законодательства Российской Федерации; федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; нормативной документации по вопросам обеспечения ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, обеспечения физической защиты при эксплуатации ….. настоящих условий действия лицензии».

 

В части нарушения п. 3.4.3 ОСПОРБ 99/2010

Работа с источниками излучения разрешается только в помещениях, зданиях (сооружениях) и на территориях, указанных в санитарно-эпидемиологическом заключении.

Проведение работ, не связанных с применением источников излучения, в этих помещениях допускается только в случае, если они вызваны производственной необходимостью. На дверях каждого помещения должны быть указаны его назначение, класс проводимых работ с открытыми источниками излучения и знак радиационной опасности.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

7.

У отдельных работников отсутствует разрешения  Ростехнадзора на право ведения работ (на замещение должности) в области использования атомной энергии.

УДЛ

 п.2.5.3. Привлекать к выполнению работ в рамках разрешенной деятельности работников, допущенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.1997 № 240 и Административным регламентом по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии, утвержденного приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21 декабря 2011г. № 721;

в части нарушения п.35.2 Административного регламента…

от 21.12.2011 № 721.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

8.

На трубопроводах используются манометры:

обозначение рабочего давление не соответствует паспортам;

диаметр манометра не учитывается от места установки.

НП-045-18

«Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды для объектов использования атомной энергии»

п. 59  (3-й абзац) На шкале манометра должна быть нанесена красная черта, указывающая допустимое давление. Взамен красной черты допускается прикреплять к корпусу манометра металлическую пластинку, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра (или самоклеющуюся пленку, захватывающую корпус манометра во избежание сдвига стекла).

п. 59 (5-й, 6-й абзацы)           

Номинальный диаметр манометров, устанавливаемых на высоте до 2 м от уровня площадки наблюдения за манометрами, должен быть не менее 100 мм, на высоте от 2 до 3 м - не менее 150 мм и на высоте от 3 до 5 м - не менее 250 мм.

При расположении манометра на высоте более 5 м должна быть смонтирована площадка обслуживания так, чтобы показания манометра были видны обслуживающему персоналу, или должен быть установлен дублирующий манометр на высоте, обеспечивающей отчетливую видимость показаний дублирующего манометра.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

 

 

 

Типовые нарушения на радиационно опасных объектах

9.

Несвоевременная актуализация эксплуатирующей организацией документации в связи с выходом новых федеральных норм и правил в области использования атомной энергии:

    - НП-038-16 «Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников»;

    - НП-034-15 «Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»;

   - НП-067-16 «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».

УДЛ

п.2.4. Обязанности лицензиата при изменении требований действующих и вводе в действие новых федеральных норм и правил:

-            при введении в действие новых регламентов, норм и правил  и других нормативных документов в ОИАЭ обеспечить разработку и реализацию плана мероприятий по приведению системы обеспечения радиационной безопасности, физической защиты радиационных источников и радиационно опасных объектов, учета и контроля ИИИ в соответствие с требованиями введенных нормативных документов и корректировке действующих организационно-распорядительных документов.

 

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

10.

Истечение назначенного срока эксплуатации источников ионизирующего излучения.

НП-038-16

«Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников».

п.78 Эксплуатация РИ допускается только в течение назначенного (проектного) срока эксплуатации или продленного срока эксплуатации сверх назначенного (проектного) срока эксплуатации РИ.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

11.

Отсутствуют разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии у отдельных работников организации.

 

УДЛ

п.2.5. Обязанности лицензиата по работе с персоналом

….

обеспечивать получение работниками (персоналом) разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в ОИАЭ в соответствии с требованиями Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам объектов использования атомной энергии.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

Типовые нарушения в сфере надзора за состоянием учета, контроля ЯМ, РВ и РАО

Учет и контроль ЯМ

12.

Не выполнены процедуры обращения с пломбами, установленные «Программой применения пломб в системе учета и контроля ядерных материалов», в части оформления записей о снятии пломб в «Журнале учета установки и снятия пломб.

НП-030-12

«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

п. 35 Применение пломб и обращение с пломбами в организации (получение/приемка, хранение, установка/снятие, проверка подлинности и утилизация снятых или недоброкачественных пломб) должны осуществляться в соответствии с установленными организацией процедурами, удовлетворяющими национальным стандартам.

Данные процедуры должны быть отражены в программе применения пломб в организации, утвержденной руководителем организации.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

13.

В Журналах учета ЯМ отсутствуют записи об учете и снятии с учета ЯМ, о переводе ЯМ в РАО.

НП-030-12

«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

п. 22 ЯМ должны быть поставлены на учет в ЗБМ организации после их производства или поступления из другой ЗБМ той же организации или из другой организации, а также изъятые из незаконного оборота. Постановку ЯМ на учет и снятие с учета организации производят в соответствии с настоящими Правилами.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

14.

В Журнале учета ЯМ допускаются исправления учетных данных с нарушением установленного в организации порядка.

НП-030-12

«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

п. 17 Исправление учетных данных допускается только путем внесения изменений в учетные документы в соответствии с установленным в организации порядком, с указанием даты и лица, внесшего изменения, и возможностью прочтения ошибочно сделанной записи.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

15.

В ЗБМ не назначены лица, ответственные за организацию учета и контроля ЯМ.

НП-030-12

«Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

п. 31 Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

16.

Персонал, осуществляющий функции материально ответственного лица за ЯМ в ЗБМ не назначен распорядительным документом руководителя организации и с ним не заключен договор о материальной ответственности.

НП-030-12

 «Основные правила учета и контроля ядерных материалов»

п.31 Для каждой ЗБМ приказом руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) назначаются ответственные за организацию и осуществление учета и контроля ЯМ, а также материально ответственные лица или должностные лица, ответственные за учет ЯМ.

п.95 Приказом руководителя организации для каждой ЗБМ должны назначаться лица, материально ответственные за ЯМ, находящиеся в данной ЗБМ (кладовщики, ответственные хранители), с которыми необходимо заключить договоры о материальной ответственности.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

Учет и контроль РВ и РО

17.

Лица, ответственные за обращение с РАО в структурных подразделениях не проходят обучение и проверку знаний с периодичностью не реже 1 раза в 3 года.

НП-067-16

«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».

п. 83 Должностные лица и персонал, ответственные за учет и контроль РВ и РАО, должны проходить обучение и проверку знаний не реже одного раза в три года.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

18.

В структурных подразделениях отсутствует «Журнал учета РАО (кроме отработавших ЗРИ)».

НП-067-16

«Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».

п. 74 Учетные документы, включая журналы учета РВ и РАО, ведутся в организации и ее подразделениях. Они должны содержать данные обо всех подлежащих учету РВ и РАО и операциях, проведенных с ними.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.








 

 

 

Типовые нарушения в части осуществления государственного строительного надзора на объектах использования атомной энергии

19.

Нарушение порядка осуществления строительного контроля.

«Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468).

п. 5 Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

п.9 В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

20.

 

 

 

 

 

 

Исполнительная документация оформлена ненадлежащим образом (отсутствуют документы, подтверждающие качество примененных строительных материалов (изделий), сварочных материалов; отсутствуют даты составления акта и выполнения работ; и др.).

РД 11-02-2006

«Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения».

      В части нарушения порядка ведения исполнительной документации.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

21.

 

Общие и специальные журналы работ ведутся не надлежащим образом (не заполнены титульные листы; отсутствуют записи в разделах).

РД-11-05-2007

«Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства».

    В части нарушения порядка ведения общих и специальных журналов.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

Типовые нарушения в части изготовления оборудования для объектов     использования атомной энергии

22.

Программа обеспечения качества при изготовлении оборудования для ОИАЭ:

1). Не содержит описание порядка действующих процедур аттестации технологии ведения сварочных работ, методик контроля и диагностики оборудования;

2). Не содержит описание порядка проведения аудитов (проверок) выполнения разработанной ПОК, предусматривающего создание комиссии из компетентных и независимых от проверяемой деятельности специалистов.

3). Не установлен порядок пересмотра и внесения необходимых изменений и дополнений.

НП-090-11

«Требования к программам обеспечения качества для объектов использования атомной энергии»:

1) п. 20 В разделе ПОК «Производственная деятельность» не приведено  описание порядка аттестации технологии ведения сварочных работ, методик контроля и диагностики оборудования;

2) п. 25   Раздел ПОК «Аудиты» должен предусматривать создание комиссии из компетентных и независимых от проверяемой деятельности специалистов;

3)п.12 ПОК должна устанавливать порядок ее пересмотра (не реже одного раза в 5 лет) и внесения в нее необходимых изменений и дополнений.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

23.

При изготовлении оборудования для ОЯТЦ, подпадающего под действие НП-070-06, не проведена аттестация технология  сварки.

НП-070-06

«Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла»

 п.4.2.1.1 Предприятие-изготовитель (монтажная организация) должно применять только аттестованные технологии

сварки (наплавки).

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

24.

Отсутствуют утвержденные и согласованные с головной материаловедческой организацией программы специальной теоретической и практической подготовки сварщиков оборудования и трубопроводов.

ПНАЭ Г-7-003-87

«Правила аттестации сварщиков оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок»  

п.5.7 Специальная теоретическая и практическая подготовка сварщиков должна проводиться по программам, составленным отдельно для каждого способа сварки с учетом специфики сварочных работ, по которым сварщик подлежит аттестации.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

25.

При изготовлении оборудования для ОЯТЦ, подпадающего под действие НП-070-06,  технологическая документация  на сварку не согласована с головной материаловедческой организацией.

НП-070-06

«Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов объектов ядерного топливного цикла»

  п. 4.1.2 Технологическая документация на выплавку и разливку металла, термическую резку, обработку давлением, сварку, наплавку и термообработку должна быть согласована с головной материаловедческой организацией.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

26.

Технологическая документация на обработку давлением, сварку и термическую обработку металла при производстве оборудования групп А и В по НП-089-15 не согласована головной материаловедческой организацией.

НП-089-15

«Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок»

 п.140 Технологическая документация на выплавку и разливку, термическую резку, обработку давлением, сварку, наплавку и термическую обработку металла оборудования или трубопровода групп А и В должна быть согласована головной материаловедческой организацией».

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

Типовые нарушения в части оказания услуг эксплуатирующим организациям

27.

Не представлен отчет об итогах деятельности за прошедший год по форме, определяемой Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

 

 

 

 

 

УДЛ

п. 2.7. Обязанности Лицензиата в отношении информации и уведомления о деятельности

п. 2.7.4. Представлять ежегодно в Отдел инспекций и Уральское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора отчет об итогах деятельности за прошедший год по форме, определяемой Уральским МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

28.

Не обеспечивается изучение и проведение проверки знаний требований федеральных норм и правил при вводе в действие новых нормативных документов.

 

 

 

 

УДЛ

п. 2.5 Обязанности Лицензиата при изменении требований действующих и вводе в действие новых нормативных документов:

п. 2.5.1 При вводе в действие новых нормативных документов и изменении действующих, обеспечить их изучение и провести проверку знаний новых нормативных документов у работников в соответствии с их должностными обязанностями.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не соблюдаются сроки проверки знаний норм и правил по безопасности в области использования атомной энергии.

УДЛ

п. 2.4 Обязанности Лицензиата при осуществлении разрешенного вида деятельности - обеспечивать:

 п. 2.4.4 Соблюдение требований документов, действующих у Лицензиата, системы обеспечения качества и требований, установленных в программе обеспечения качества при выполнении работ и предоставлении услуг эксплуатирующим организациям на объектах использования атомной энергии.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30.

Выполнение работ на объекте использования атомной без уведомления о начале выполнения работ Уральского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и отдела инспекций.

УДЛ

п. 2.4 Обязанности Лицензиата при осуществлении разрешенного вида деятельности- обеспечивать:

п. 2.4.10 Уведомление Уральского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора и соответствующего Отдела инспекций о начале выполнения работ на объектах использования атомной энергии.

Отсутствие контроля со стороны руководства и ответственных лиц.

 


Возврат к списку